Спектакль «Живой труп» Александринский театр.

Воспоминания о работах Валерия Фокина


Автор отзыва: Нина Кромина

Премьера спектакля В.В. Фокина “Живой труп” по драме Л.Н. Толстого состоялась в 2006г.
Блеск, роскошь отреставрированных интерьеров, капельдинеры во фраках и белых перчатках, музей русской драмы – было от чего прийти в восторг. Вот он – первый театр России в его славный двухсот пятидесяти летний юбилей!
Театральный фестиваль “Александринский” со спектаклями лучших зарубежных режиссёров - Франция, Италия, Финляндия, Корея, Швеция – все флаги в гости! Газета “Империя драмы” c разбором спектаклей, рецензиями известных театральных критиков. И опять голоса в зале – “Это всё Фокин!”
Да, 2006-ой – год триумфа! Театра! Его Художественного руководителя!
Для каждого, кто имел возможность побывать в театре, это был Праздник. На лицах зрителей – радость, любопытное разглядывание каждого закоулка.
Но вот – третий звонок и все взгляды прикованы к сцене.
Ожидание чего-то неожиданного, смелого, как всегда у Фокина, непредсказуемого.

Потому что даже знакомый сюжет он выворачивает так, что будто впервые, пружиной сжимает действие, чтобы оглушить, выстрелить….
На сцене – жизнь, разделённая двумя горизонталями. (Фокин любит делить пространство на верх и низ, свет и тьму, реальное и отражённое). На этот раз перед нами – вестибюль весьма престижного доходного дома. Старомодный лифт, который ещё сохранился в памяти некоторых зрителей, совершает свои перемещения – кого-то вверх, кого-то вниз…
Вверху жизнь благополучно-привычная, мещански-сладкая, внизу – страдающая и не смирившаяся, ищущая и не нашедшая. Сознательный уход героя из привычной социальной среды - уход в никуда. (Роль Феди Протасова исполняет Сергей Паршин).
Очень важно, что в спектаклях Фокина классические сюжеты воспринимаются современными, взятыми из сегодняшней жизни. Здесь в подклетье лифтовой шахты рождается образ человека обречённого быть бездомным. Бездомны все, бездомно всё.
Если ты не как все, если не приспособился, то помочь тебе нельзя. Даже прекрасная любящая женщина (Маша – Юлия Марченко) – не в спасение, а в боль и страдание.
Часто критики обвиняли Валерия Фокина в холодности, отстранённости от своих героев, рассудочности. Согласиться с этим не только невозможно, это мнение вызывает мягко сказать недоумение. В этом же спектакле создана атмосфера такого сочувствия, сопереживания, что зрители, уходя со спектакля, уже не разглядывают интерьеры, а погружены в раздумья. Да, театр не только здание, главное всё-таки, что там, на сцене…
Метод Фокина, на мой взгляд, в глубоком прочтении классики, изучении души писателя, отбором самого существенного из текста, в стремлении показать, что человек в век нынешний, так же как и в век минувший, страдает, мучается, любит…

Оставить комментарий

Рубрики