Спектакль “Скрытая перспектива” театр Современник.

Автор отзыва: Дмитрий Киселев

театр современник21 мая в «Современнике» в рамках фестиваля «Черешневый лес» состоялась премьера спектакля «Скрытая перспектива» по пьесе Дональда Маргулиса «Когда время останавливается». Режиссер постановки Евгений Арье, худрук театра «Гешер» (Израиль), ранее поставивший в стенах Современника спектакль «Враги. История любви». В постановке заняты Чулпан Хаматова, Сергей Юшкевич, Дарья Белоусова и Александр Филиппенко.

В первую очередь хочу отметить игру Чулпан – как всегда гениальна, новый образ, новые приемы, она никогда не повторяется. Это актриса, которая способна сыграть всё и сыграть по-разному. Не в этом ли настоящее актерское мастерство? И, напротив, не радует Юшкевич – он тот же, что и во «Врагах», лично мне его игра уже наскучила, так и не успев понравиться.

Евгений Арье накануне премьеры сказал, что не любит ставить спектакли на актуальные темы, по его мнению «не это задача театра», но и молчать сегодня о гибели журналистов также не считает возможным. Главная тема спектакля определена как проблема выбора. Согласен, что в настоящее время вопрос актуален, но выразить его на примере работы военных журналистов, на мой взгляд, не совсем удачно – слишком узко.
Спектакль остался для меня чужим. Если говорить о гибели журналистов, работающих в горячих точках, то их, безусловно, жаль и по-другому быть не может. Но есть проблемы, по сравнению с которыми гибель 100 журналистов в год (такова статистика) не кажется столь шокирующей и страшной.
Гибель сотней тысяч (!) детей в Африке от СПИДа и … голода; или пытки содержащихся под арестом, или незаконно осужденные люди – это страшнее, и кажется для меня наболевшим и первоочередным.
Считаю своевременным говорить именно об этом – если спор идет об актуальности и масштабности проблем, об этом молчать точно невозможно и нельзя. Но режиссер Арье, поэтому только он решает, что ему выразить и каким образом. Это его видение, его постановка. Я могу лишь высказать свое мнение о ней, не более того.
Не смотря на то, что это премьера, и материал, что называется, ещё «сыроват», не отработан, впечатления о спектакле складывается вполне определенное. Сложная работа, отдельные сцены воздействуют откровенно жестоко. «Скрытая перспектива» - человеческая боль, страдания, готовность к гибели ради правды.

Только прочувствовать это, к сожалению, не получилось. Спектакль шел и по мере развития сюжета, кстати, довольно скудного, я ловил себя на мысли, что я многого не понимаю. Как понять, например, главную героиню (Сара, Чулпан Хаматова), которая не только не стремится, но и честно отказывается от создания полноценной семьи, грезит правдой и лезет под пули? Человека, который взамен семьи и человеческого счастья рискует жизнью ради информирования общества о военных действиях в самых разных точках планеты по собственному желанию, считаю в некотором смысле помешанным. Быть всегда под ударом, в шаге от смерти, чтобы кто-то «читая за утренним кофе газету и, увидев материал, поперхнулся», легкомысленно и фанатично. Не могу понять таких профессий и людей, не понять мне и их целей, их борьбы за призрачную правду. Спектакль оставляет много вопросов, слишком много. Ответы на них сложные и неоднозначные. И спорить можно бесконечно. В конце пьесы я пришел к выводу, что показанное мне трехчасовое действие, по большому счету малоинтересно, здесь не хватает динамики, сюжета и отношений. Скупо, от того и скучновато. Время от времени появляется юмор, смешной, это правда, но на фоне игры со смертью, он лишь напоминает, что жизнь идет своим чередом что бы ни случилось, и как бы близко не подбирался человек к гибели, он, прежде всего, человек, и в нем есть неутолимая жажда жизни, надежда на то, что всё будет хорошо, что всё обойдется. Не все возвращаются домой…

Всё, что касается внешнего убранства спектакля, понравилось. Музыкальное оформление, сложные декорации, спецэффекты – всё стильное и «вкусное». А тем временем снимки живых людей, на искаженных лицах которых высечены страх смерти и боль, и обезображенных трупов ни в чем неповинных детей под громкие щелчки фотоаппарата льются в зал. Тишина становится гробовой.

Всем, кто пока не успел собственными глазами посмотреть премьеру, советую посетить «Современник», это того стоит. Кто знает, может быть, «Скрытая перспектива» Ваш любимый спектакль?

Комментарии (3) на “Спектакль “Скрытая перспектива” театр Современник.”

  • Лариса:

    Ну она и в самом деле помешанная, но где грань: что норма, а что - нет? Впечатление неоднозначное, но в общем ПОНРАВИЛОСЬ. Всем советую посмотреть.

  • Ольга:

    не понравилось, реально в пьесе главные задействованы герои, которым необходим поход к психоаналитику, чувствуется прибалтийский менталитет, порассуждали и остались все при своем и остается вопрос - что дальше……

  • Сэми:

    А кто тогда - если не они?Не эти герои малозначащей для вас пьесы? Вот в чем вопрос современного Гамлета, наверное )))))) Почему это не должно задевать нас, а только “специально назначенных на это людей” ну журналистов горячих точек или разведчиков (которых там внедрившихся -сотни)? И почему им нужна помощь психоаналитика - только лишь затем, что они воспринимают чужую боль без нашего с вами иммунитета к ней? Об этом же спектакль! О том, что повседневные ужасы, к которым привык среднемыслящий человек, ненормальны для восприятия. Однако, мы их воспринимаем,принимаем,живем. Это же не наши дети/мамы/папы/родственники там гибнут за “идеи”…умирают о т голода, от террактов… Вот ою этом Чулпан рассказала хорошо, я считаю;И журналисты сыграли свою роковую тяжелую миссию. Им тоже поклон!

Оставить комментарий

Рубрики