Спектакль «Ревизор» Александринский театр.

Воспоминания о работах Валерия Фокина


Автор отзыва: Нина Кромина

Моё знакомство с Александринкой началось со спектакля “Ревизор”. Театр тогда ещё не был отреставрирован, в вестибюле, галереях, зрительном зале жила печальная грусть уходящей эпохи: на стенах пузырилась краска, бархат хранил в себе пыль. Удивили меня и зрители: это была необычная для Москвы публика – дамы переодевали обувь (а ведь здорово же!), обмахивались веерами, мужчины элегантно поправляли у зеркал галстуки-бабочки. Даже дети были похожи на картинки с дореволюционных книжек. Казалось, что судьба перенесла меня в какую-то другую историческую действительность, далёкую от текущей за стенами театра.
Театроведы перешёптывались, что покажут. Мейерхольда? Фокина?
А на сцене кипела жизнь вывернутая наизнанку, да, нутром наружу. Эдакое неглиже. Утреннее. Когда вчерашнее ещё не совсем выветрилось. Будто проснулись по утру, а тут тебе –“ К нам едет ревизор!”

Ревизором же оказался артист Девотченко, который теперь у Гинкаса в “Записках сумасшедшего”. И столько в нём было новой наглости, которая ещё только-только в постсоветские времена нарождалась, что казалась предостережением, зрителей, ещё не отвыкших, от привычной советской эпохи, напугавшее. А вот он рисуется – это уже потом в моду вошло, казаться, а не быть – и так в роль входит, что и сам верит. А маменька с доченькой? Да, что уж там – признаться надобно: на всё готовы, а подавайте нам любовь со столицей в одном флаконе. Но только почему-то доченьку ну, очень жалко было, когда рухнули её надежды. Такой искренней болью полоснуло, что даже показалась она кому-то Офелией…
А что же чиновники наши, они-то как? Под стать ревизору. Причёски изменили (это Фокин их в парики нарядил), и все-то вдруг стали на одно лицо, с одной мечтой о столице.
Подавай им её и всё тут! ( Вот они выплывающие колонны, такой символ!)
Мне тогда (а шёл на дворе 2002 год), даже страшно стало – что же это с Москвой то станет, если все в неё! Не лопнет ли от нашествия чиновников? И что же предвидение Гоголя-Фокина сбылось.
2011год – перелилась столица через край, пошла гулять аж до самого Подольска и чуть ли не до Калужской области.
После ужаса разоблачения Ревизора сохранить реноме удалось одному:твёрдо-каменному Городничему. Переживём и позор – “За дело, господа!” И никакой немой сцены: некогда, работать надо.
Для меня эта постановка была полна оглушающих политических и нравственных намёков, предвидений.
Режиссёрская работа помноженная на талантливое исполнение роли Ревизора Алексеем Девотченко принесли спектаклю очень большой успех. Золотая маска, Золотой софит, признание публики.
Видела я этот спектакль и с Виталием Коваленко в роли Ревизора. И что же? Политический гротеск сменился чем-то совсем другим, да, спектакль стал более вялым, но, как мне кажется, этот вариант спектакля обращён больше к внутреннему в человеке, разговору об инспекции души, а не уездного города.
Вот тут то я вынуждена прерваться, потому что есть ещё третий Фокинский Ревизор – Ревизор Дмитрия Лысенкова. Говорят, совсем другой. Ещё более страшный, чем первый!
К сожалению, этот третий, мне ещё не знаком. А потому приглашаю всех в Санкт-Петербург, на спектакль Валерия Фокина “Ревизор” c Дмитрием Лысенковым в главной роли!
До встречи,
Ваша Н.

Комментарии (3) на “Спектакль «Ревизор» Александринский театр.”

  • Наталья Владимировна:

    “Вы ведь поставили еще одну пьесу Гоголя, «Ревизор»…

    – С Гоголем надо быть очень осторожным.

    Если ты вдруг решил, что с ним можно быть

    запанибрата, Гоголь тут же щелкнет по носу.

    Моя влюбленность в этого автора – с детских лет.

    Гоголь неисчерпаем.

    Это энциклопедия русского характера.

    Неважно, что мы строим – капитализм, социализм,

    с человеческим лицом, без лица…

    Считаю, «Ревизора» в России надо

    ставить каждые десять лет!”

    (Из интервью Валерия Фокина газете «Навигатор» -

    Валерий ФОКИН: «У нас страна крайностей!»,

    № 25 от 29.06.2012 г.)

  • Лиза:

    Гоголя трудно испортить, Но Валерию Фокину это удалось.
    Актёры изумительно играют. Делают всё, что могут. Но постановку не изменить. Она ужасна. Достаточно сказать, что у Гоголя не бывает т.н. “юмора ниже пояса”, однако в этот спектакль режиссёр его привнёс - публика аплодирует, но мне было неприятно.

  • Татьяна:

    Приехала на каникулах в северную столицу из Архангельской области. Побывать в Александринском театре -мечта со студенческих лет. А тут ещё “Ревизор”. Ждала с нетерпением. Разочарована. А для чего же Гоголь оставил свои ремарки для господ актёров? Хлестаков совсем не гоголевский. Это самозванец какой-то. А фривольность некоторых сцен просто недопустима: Гоголь был верующим человеком. Он хотел показать пороки общества, а не что-то другое. Было стыдно перед своей внучкой. Жаль талантливых актёров, которые тащили режиссёрский замысел.

Оставить комментарий

Рубрики