Спектакль “Калигула” Театр Наций.

Режиссер: Э. Някрошюс
Жесткий спектакль театра Наций
Начало спектакля. Декорации из настоящего серого шифера, дом с аркой, слева будка собачья и трон все из шифера. И просто лежат на сцене куски обычно шифера, тишина, и тут начинает играть музыка….. и шифер начинает двигаться, подниматься и оказывается что это люди, которые находились под шифером, страшновато, не правда ли? Такое жутковатое начало. Это как признак серой массы, люди как мусор под этим шифером. Выходит Керея (в исполнении Алексея Девотченко) мочится на шифер и проходит дальше, типа вы здесь никто друзья. Керея – это человек, в прошлом друг Калигулы, который организует против него заговор, нюхает то ли кокс, то ли кокаин и приседает. Понюхал – отжался. В длинной шинели он чем-то похож на гестаповского работника. В чем идея, а в том, что он тоже не праведник, тоже не судья тому же Калигуле (вот вам в чем неоднозначность пьесы, которую до конца сама не поняла еще).
На каждую роль в этом спектакле был жесткий кастинг, даже самые именитые актеры наравне с молодежью проходили отбор на каждую конкретную роль. Евгений Миронов конечно очень талантливый актер настоящий профессионал, работает с такой отдачей, что просто не передать, в каждом движении, ни на минуту не отвлекается, из его героя получился жестокий человек просто. Знаете, видно, когда актеры играют не в легкую, а «душу рвут» это видно, вот это из этой серии. Все актеры сработали отлично, так что просто идти на Е. Миронова как-то неуместно.
В этом спектакле столько можно всего описывать, постов на 5 минимум, поэтому я вам расскажу самые сильные моменты, которые мне запомнились.
Есть момент, где Калигула остается один на один со своими мыслями, он пытается вернуться к себе прежнему, стоит на сцене один и тяжело дышит…..И представьте, такая тишина в зале гробовая и только слышно как он дышит, сильно очень.
Излюбленный прием Э. Някрошюса – это длинные паузы и еще через показывание какого-то наступившего события через предмет, например в опере «Макбет» в его постановке герои надели красные перчатки в определенный момент – это значит руки в крови, они столько сделали плохого, что уже руки полностью в крови. Как это показать? Просто, надеть красные перчатки.
Здесь в момент, когда Калигула устроил конкурс стихов о смерти для всех своих приближенных, мы видим что они из простой белой бумаги делают ноги и надевают на них черные носки. А потом берут их и держат перед собой, выстраивается линейка героев и у каждого по две бумажных ноги. Кто-то скажет, в чем смысл? Каждый герой подходит читать стихи определенной походкой, передвигая импровизированные ноги. Можно предположить что, хрупкие бумажные ноги – это нерешительность и страшная боязнь приближенных, т.к. если Калигуле не понравятся стихи, то казнь неминуема. А черные носки потому, что все уже в такой грязи, что ноги аж черные, от всех этих злодеяний, которые творятся, и они (приближенные) сами к этому причастны.
Вот такой вот Някрошюс со своей определенной фантазией, каждый понимает его, по-разному. Может, вы увидите эти сцены и поймете для себя что-то другое, это не важно, главное, что он заставляет вас думать, разбираться.
Вообще еще один смысл пьесы Камю, по моему мнению, в том, что сами приближенные его провоцировали на все эти действия, которые он совершал. Они провокаторы, он понимал это сам, и пытался придумать наиболее изощренные способы, чтобы они этого не делали.
Одна из финальных сцен, когда Калигула решает проверить своих приближенных (заметьте, он уже знает, что против него готовится заговор) и со всего размаха прыгает в толпу, и они его хватают (так его боятся, что хватают все-таки). Таааак, он второй раз разбегается, его опять ловят. Он думает, ну что еще сделать….ииии..…пытается броситься не впопад! Как же забегали по всей сцене приближенные, знаете такое невероятно быстрое движение человек 15 по сцене мечущихся в разные стороны (они ж не знают, куда он кинется, поддержать надо иначе смерть, боятся страшно его!) Сильно было прямо….
На этом спектакле вы не расслабитесь. Вам придется думать много и долго, что неимоверно интересно согласитесь. Можно было бы писать дальше и дальше, но наверно это тема целого блога. Так что сходите хотя бы ради интереса, посмотрите.

Что касается билетов: Билеты лучше брать за месяц, так как раскупают очень быстро. На балкон билеты не берите (если будут играть на сцене театра им. Моссовета), далековато, и там неудобно очень сидеть, возьмите подороже, но зато будет удобно. Куча скупщиков в день спектакля продает билеты, которые стоят 500 рублей за 1000 где-то, и попадете вы на балкон, где ничего не увидите. Надо вам это? Думаю, нет.

Приятных Вам впечатлений :)

Оставить комментарий

Рубрики