Чайка, Сатирикон.

Режиссер: Ю. Бутусов

Не важно, какие формы старые или новые…

Такой чайки мы еще не видели, такого страшного повествования классика. И ее запомним надолго, по крайней мере, отходить будем долго, это точно.
Сам режиссер вышел на сцену, да и не просто вышел, а выбежал, порвал декорации и опрокинул их, прочитал рэп, вволю потанцевал с артистами, в общем, нашалил здорово. Когда сам художник выходит на сцену чтобы что-то сказать или с такой дикой энергией как Бутусов сделать, это не просто так. Интересно наблюдать как во время антрактов, меняют декорации не только работники сцены, ни и сами артисты во главе с режиссером, который контролирует процесс. Это показывает то, что эти люди служат искусству в прямом смысле слова.
Как все привыкли, и было всегда, начинается пьеса с диалога Маши и Учителя «Почему вы все время ходите в черном?» фраза, которая стала знаковой. Здесь же первым начинает говорить Треплев о своей матери, он воспринимает мать как богему, как что-то недостижимое. И заканчивается все тоже словами о матери «это может не понравиться маме». Художник отказывается от своей любви в пользу «матери» и убивает себя.
Итак, что мы видим. Декорации как подростковый шкодный двор. Рисунок наскоро нарисованный кляксами, длинные канаты, на которых раскачиваются как на качелях герои, никакого дома нет и в помине, только черные квадраты на полу. От дверей остались только каркасы, через которые проходят герои.
Создано какое-то невероятное пространство, в котором происходят страшные метаморфозы.

  • Пространство, где все искусственное, цветы, еда за большим столом, отношения, герои. Здесь в черном сначала ходят практически все, но все же прихорашиваются и надевают на себя фальшивые костюмы и платья в особых случаях.
  • Пространство, в котором танцуют с дикой энергией и позитивом, и с той же энергией все разрушают.
  • Пространство, где, видя страшные картины и слыша страшные звуки, не останавливаются, идя якобы к «своей мечте».
  • Под гипноз попадают все даже деревенские обитатели, например Полина Андреевна жена управляющего превращается в стерву. Не зря в конце в четвертом действии Аркадина не одна, а уже три актрисы читают монологи, они слились воедино, они одинаковые похожи друг на друга.
  • Пространство, где с кривлянием прислуживают.
  • Пространство, где все наоборот, где учитель не робкий и застенчивый, а готов набить морду любому без особых проблем.
  • Где Нина не молодая девушка, а такая уже не совсем юная, но очень наивная.
  • Где ужасное воображение у писателя Тригорина, и маски, и убийства, и инвалиды с оторванными ногами, и Аркадина с черными глазами, и Треплев в белой маске, падающий замертво.
  • Дорн здесь не скептичный циник, который понимает жизнь, а человек, которому тоже хочется славы, ему хочется аплодисментов, оваций. В разговоре с Треплевым, его не зацепила сама пьеса, а то, что это может дать славу, он вообще не понимает что такое искусство.
  • Пространство, где нет прочного дома все открыто, нет посуды, накрывают просто на пол, пьют из больших пластиковых стаканов.

Интересен прием, что по три раза повторяются некоторые монологи и диалоги. Как обычно говорят «тебе три раза повторять что ли?» и режиссер повторяет. Сцена, когда Тригорин разговаривает с Ниной, последнее действие, когда Треплев стреляется. Все по три раза. И каждым разом, все ужаснее и ужаснее.
Замечено, что повторение это прием режиссера Юрия Бутусова. В спектакле «Мера за Меру» одна и та же сцена разговора с королем повторяется два раза. В спектакле «Иванов», Иванов стреляется 9 раз. В этом спектакле сцены повторяются по 3 раза.
Конечно, не могу не отметить потрясающую музыкальную подборку для спектакля Фаустаса Латенаса, момент, когда все артисты танцуют в пространстве после первого действия под отличную музыку, просто завораживает энергичностью, когда Треплев ходит с ружьем и кассетным красным магнитофоном, когда Дорн исполняет свои якобы песни. Отличная подборка!
Конец спектакля интересен тем, что сделано все таким образом, как будто ничего не произошло, застрелился Треплев ну и что, подумаешь, застрелился, его просто оттащили и опять гуляем, все круто ребята!
Элементов в этом спектакле настолько много, что всего не опишешь друзья, это надо видеть. Так что смелее можете идти за впечатлениями, но будьте готовы к тяжелым моментам (о других эмоционально тяжелых спектаклях вы можете почитать в посте “Обзор эмоционально напряженных спектаклей.”) , которых хватает.
Спектакль идет 4 часа 30 минут заканчивается в 23:30, поэтому планируйте, как будите добираться, потом домой. Но спектакль стоит досмотреть до конца, поэтому если есть такая возможность, не уходите.
По поводу мест с 14 ряда партера достаточно хорошо видно никаких проблем нет.

Специально для студентов, перед спектаклем подходите к администратору, показывайте студенческий билет платите 100 рублей и получите входной билет (только обязательно звоните в день спектакля в кассу и узнавайте есть ли места для студентов в этот день, потому что можете прийти зря, вам ничего не дадут, если у них не запланировано). После третьего звонка можете рассаживаться, но близко не садитесь, так как на передние ряды, почти всегда на все места приходят, и вам придется пересаживаться.
О других возможностях сходить в театры Москвы студентам читайте в посте “Театр студентам, как попасть в театры Москвы.”

Снимать здесь запрещено не только во время спектакля, но и во время антракта, и поклоны, помните об этом.

Что еще почитать:

Желаю всем отличных впечатлений ;)

Оставить комментарий

Рубрики